Как устроена инфраструктура пенсионной системы?

Пенсионная система России: особенности реформирования, структура :

Как устроена инфраструктура пенсионной системы?

С января 2002-го г. началось реформирование системы соцобеспечения. После многочисленных дискуссий ведущих специалистов в данной сфере, а также представителей власти были одобрены и приняты основные законопроекты. Одним из ключевых вопросов для государства является пенсионное обеспечение граждан.

От него зависит моральное состояние общества. Кроме этого, система пенсионного обеспечения отражает и экономическое положение граждан. Вопросы ее функционирования затрагивают финансовое состояние организаций и предприятий, бюджетную сферу, доходы населения, инвестиции.

Рассмотрим далее, что собой представляет сегодня пенсионная система РФ.

Актуальность вопроса

Государственная пенсионная система создана для защиты граждан от кризисных явлений в экономике в неустойчивые периоды. Этот институт привлекает дополнительные средства через имеющиеся у предприятий и граждан ресурсы. За счет государственного регулирования выстраивается четкая система взаимодействия между гражданами, субъектами страны и властью в целом.

Структура

Пенсионная система РФ включает в себя три основных элемента:

  1. Базовую часть. Она формируется за счет фонда зарплаты. 14 % от суммы оплаты труда поступает сначала в федеральный бюджет. Из него средства переходят в ПФР. Эта сумма распределяется на социальную выплату и базовую часть пенсии. При недостатке средств в ПФР дефицит компенсируется поступлениями из федерального бюджета.
  2. Страховую часть. Она составляет 11-14 % от средств фонда зарплаты. Эти средства поступают сразу в ПФР. Система пенсионного страхования используется для выплат условно-накопительной части. Ее величина зависит от среднего размера зарплаты в стране, платежей гражданина в ПФР и стажа.
  3. Накопительная часть. Она составляет 2-6 % от средств ФОТ. Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.

Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства.

Преимущества структуры

Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы.

К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах. Доходность данных вложений была порядка 8 %. При инфляции больше 15 % за 2002-й г.

этот показатель означает сокращение реальной величины пенсионных накоплений.

Современный этап

В настоящее время продолжается переход от распределительной к накопительно-распределительной структуре пенсионного обеспечения. Население может самостоятельно выбрать фонд, в который будет осуществлять взносы. Реализация этого этапа осуществляется посредством ряда мероприятий:

  1. Формированием нормативной базы, в соответствии с которой функционирует трехуровневая пенсионная система.
  2. Созданием общественного совета по инвестированию накоплений.
  3. Проведением конкурсов по выбору специдепозитария и управляющих компаний.
  4. Заключением договоров между ПФР и обслуживающими организациями об управлении накопительной частью.
  5. Рассылкой писем населению о величине имеющихся средств на индивидуальных счетах и бланков заявлений на выбор управляющих компаний.
  6. Подписанием соглашений об удостоверении подписей между несколькими банковскими организациями и ПФР.

Законодательная база

Положения нормативно-правовых актов формулируют основные положения, в соответствии с которыми реформируется пенсионная система.

Целью законодательства выступает закрепление направления изменений и создание условий для формирования трехуровневой системы.

Ее элементы взаимно дополняют друг друга, создавая финансовую стабильность в старости, в случае потери кормильца, при наступлении инвалидности.

Основные принципы

Пенсионная система базируется на:

  1. Многоукладности.
  2. Всеобщности и гарантированности базового уровня.
  3. Дифференциации норм и условий обеспечения.
  4. Разграничении полномочий верховной власти и администрации субъектов.
  5. Госрегулировании.
  6. Финансовой устойчивости.
  7. Социальном партнерстве.

Основные элементы

Законодательство устанавливает пенсии:

  1. По возрасту.
  2. За выслугу лет.
  3. По потере кормильца.
  4. Социальную пенсию.
  5. По инвалидности.

В пенсионной системе предусмотрено обязательное и дополнительное обеспечение.

Особенности формирования

Установление базовых пенсий осуществляется исходя из прожиточного минимума. Их величина одинакова для всех. Эти выплаты предназначены для минимального обеспечения пенсионеров и ликвидации их бедности.

В качестве источника финансирования выступают средства из федерального бюджета. Дополнительно к базовому устанавливается пенсионное обязательное страхование. Эти выплаты дифференцируются в зависимости от вклада гражданина в структуру.

Пенсионному обязательному страхованию подлежат все граждане, которые заняты трудовой деятельностью и получают доход.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pensionnaya-sistema-rossii.html

Структура пенсионной системы

Структура пенсионной системы

В результате реформы 2002 г.

пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.

«О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ».

При этом основное (но не единственное) отличие трудовых пенсий от государственных – это источник их финансирования.

Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то трудовые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, с фактически субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета нашей страны.

Разница в регулировании трудовых и государственных пенсий также в круге лиц, обеспечиваемых ими.

Получателями трудовых пенсий являются лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, и члены их семей (в случае смерти застрахованного лица), а получателями государственных пенсий являются те, кто, как правило, либо заслуживает свою государственную пенсию уникальным видом деятельности (например, военной службой) или особыми заслугами. Государственными пенсиями обеспечиваются также граждане, у которых возникает тот или иной социальный риск, признаваемый государством и обществом в силу объективных причин достаточным для регулярной государственной пенсионной помощи даже без связи с их участием в трудовой деятельности (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший кормильца; престарелый, не имеющий трудового стажа, и т.д.). Именно социальные пенсии являются наиболее убедительным примером реализации принципа всеобщности социального обеспечения. Очевидно, что ребенок-инвалид не помог обществу (и возможно не поможет никогда) в формировании валового внутреннего продукта страны, но социальное государство обязано обеспечить такого ребенка постоянным источником средств существования. В данном случае не за счет страховых взносов на пенсионное страхование, а за счет общих обезличенных налоговых платежей всех налогоплательщиков страны.

Государственные пенсии назначаются, как уже сказано выше, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г.

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Кроме того, Федеральными законами «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. 17 ноября 1995 г. № 168 — ФЗ и «О Таможенной службе Российской Федерации» нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г., распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанными выше законами.

Данная пенсия предоставляется в связи с прекращением соответствующей деятельности гражданам из числа государственных гражданских служащих, космонавтов, работников летно-испытательного состава, военнослужащих, имеющим установленную законом продолжительность выслуги; либо гражданам из числа военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих, признанных инвалидами; либо инвалидам из числа участников ВОВ; другим гражданам, из числа пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, признанных инвалидами или достигших пенсионного возраста (а в случае их смерти – членам их семьи); либо нетрудоспособным лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в целях предоставления им источника средств существования.

Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, которые с недавнего времени также дифференцируются на виды: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим; гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава; военнослужащим и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих, указанным в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. Пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Военнослужащим и космонавтам назначается пенсия по инвалидности, а их семьям пенсия по случаю потери кормильца; участникам ВОВ, признанным инвалидами, назначается пенсия по инвалидности (в дополнение к трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца). Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам (детям-инвалидам, престарелым, не имеющим права на трудовые пенсии и т.д.).

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации или минимизации застрахованным (а в случае их смерти – членам их семьи) последствий изменения их материального и (или) социального положения вследствие признания их инвалидами, потери кормильца, а также достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.

Выделяют следующие три вида трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Значительная часть пенсий за выслугу лет, назначаемых в связи с профессиональной деятельностью на работах с особыми условиями труда либо в определенных отраслях (медицинских работников, педагогов, шахтеров, летчиков и т.д.) с 2002 года стала называться досрочной трудовой пенсией по старости.

Для понимания процесса определения размеров трудовых пенсий нужно знать, что трудовые пенсии: по старости состоят из трех частей, каждая из которых рассчитывается по-своему: 1) фиксированного базового размера (ФБР); 2) собственно страховой части (СЧ); 3) накопительной части (НЧ); по инвалидности и по случаю потери кормильца – только из двух частей:1) фиксированного базового размера (ФБР); 2) собственно страховой части пенсии (СЧ).

Подводя итог общей характеристике современной пенсионной системы России, которая сложилась за последние 12 лет (начиная с пенсионной реформы 2002 года), необходимо обратить внимание на следующее:

система состоит из двух подсистем — трудовой (доминирующей по объему выплат и количеству получателей) и государственной;

механизм финансирования денежных средств на выплату пенсий различается в зависимости от того, по какой подсистеме предоставляется пенсионное обеспечение.

Финансирование выплат трудовых пенсий осуществляется за счет средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и целевых трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР, покрывающих его дефицит в связи с недостаточностью страхового тарифа для выполнения государством своих пенсионных обязательств. Финансирование выплат государственных пенсий производится исключительно за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, важно также указать сущностные признаки современной пенсионной системы. Некоторые из них отражают ее положительные черты, а некоторые свидетельствуют о несовершенстве и недостаточной эффективности. К числу первых можно отнести:

низкий пенсионный возраст (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), требуемый для выхода на трудовую пенсию по старости на общих основаниях.

Данный признак отнесен к числу положительных в силу того, что продолжительность жизни в России значительно короче, чем во многих промышленно развитых странах, в связи с чем «пенсионный период жизни» человека в этих странах значительно дольше, чем у нас, хотя они выходят на пенсию на 5 – 10 лет позже наших соотечественников. По мере увеличения продолжительности жизни будут созданы объективные предпосылки для повышения общего пенсионного возраста в нашей стране;

автоматический порядок индексации размера трудовой пенсии, осуществляемый в два этапа: вначале предварительная индексация с учетом роста цен в случае преодоления инфляционного порога за определенный период времени, а затем доиндексация по темпу роста среднемесячной заработной платы в стране, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера;

отсутствие ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам (кроме пенсий за выслугу лет при продолжении той же работы, в связи с которой данная пенсия была назначена).

Необходимость данной меры обусловлена низкими размерами, в первую очередь, трудовых пенсий, которые получает основная масса населения страны, и как следствие этого — негарантированность на современном этапе каждому и его семье удовлетворительных условий жизни и непрерывного их повышения.

В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, влекущих для нашего государства юридические обязательства, такими условиями признаются те условия, которые позволяют каждому и его семье удовлетворять основные потребности человека: в пище, одежде, жилище, в услугах, необходимых для поддержания и сохранения здоровья, поскольку основным правом человека признается его право на жизнь;

право на ежегодный перерасчет трудовой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионного капитала у тех, кто продолжает работу после ее назначения.

Данная мера, как показывает практика применения Закона о трудовых пенсиях, оказалась самой эффективной в решении острейшей социальной проблемы – проблемы преодоления бедности и «пенсионной нищеты».

Именно данная мера оказывает сильнейшее стимулирующее значение для принятия пенсионером решения о продолжении трудовой деятельности в течение всего периода его жизни, пока состояние здоровья позволяет трудиться;

конвертация ранее приобретенных (до 1 января 2002 г.) пенсионных прав граждан в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого производится расчет трудовой пенсии по новой пенсионной формуле, в сочетании свалоризацией (повышением) с 1 января 2010 г. пенсионных прав граждан.

Основной целью валоризации является частичная компенсация умаления ранее приобретенных прав, которое имело место при проведении в 2002 г. пенсионной реформы.

Валоризация предусматривает, что расчетный пенсионный капитал, полученный в результате конвертации пенсионных прав, повышается на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.;

введение социальных доплат к пенсиям, размер которых с учетом иных мер государственной поддержки ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта мера позволяет материальное обеспечение каждого пенсионера поддерживать на уровне не ниже его прожиточного минимума.

Однако, указанная мера, хотя и отнесена к числу положительных признаков отечественной пенсионной системы, все же не является эффективной в предупреждении бедности и «пенсионной нищеты», поскольку не гарантирует общепризнанного на международном уровне права каждого и его семьи на удовлетворительные условия жизни.

Она позволяет социально защитить лишь те слои населения, которые находятся в состоянии крайней нищеты.

К числу сущностных признаков современной пенсионной системы, свидетельствующих о ее несовершенстве и недостаточной эффективности, относятся следующие:

низкий уровень размера пенсий(как трудовых, так и государственных), не отражающий связи трудовых пенсий с утрачиваемым заработком и не гарантирующий международного стандарта коэффициента его замещения пенсией (согласно нормам МОТ коэффициент замещения пенсией среднего заработка застрахованного должен быть не ниже 40%, а по европейским стандартам – 55%);

полное отсутствие в действующей пенсионной системе стимулов приобретения застрахованными лицами длительного страхового стажа. Размер трудовой пенсии по старости у лица, имеющего страховой стаж чуть более 5 лет с достаточно высоким заработком, может оказаться даже выше по сравнению с тем застрахованным, который трудился 30 лет, но получал невысокую оплату труда;

сложная и малопредсказуемая для будущего пенсионера формула исчисления трудовой пенсии, (получившая у специалистов название «эквивалентная», поскольку она предусматривает исчисление пенсии, исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, и усредненного показателя ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, а не продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника, как это имело место до 2002 г.)[110];

включение в структуру трудовой пенсии аналога социальной пенсии (ФБР), которая не зависит ни от стажа, ни от заработка (т.е. не имеет признаков страховой пенсии), но финансируется за счет страховых платежей.Поскольку доля ФБР в общей сумме трудовой пенсии достаточно высока (около 40%), то она придает страховой пенсионной системе откровенно уравнительный характер;

присутствие в трудовых пенсиях по старости обособленной накопительной части, правовая природа которой не согласуется с принципами обязательного пенсионного страхования, поскольку формируется принудительным способом, а риски результатов инвестирования соответствующих средств, предназначенных впоследствии для выплаты накопительной части пенсии, возлагаются на застрахованное лицо;

непрерывное, часто безсистемное внесение изменений в действующее пенсионное законодательство приводит к его декодификации и усложнению, что порождает трудности в правоприменительной практике и сопровождается увеличением количества споров по пенсионным вопросам, рассматриваемых судами.

Как верно отмечено рядом исследователей, пенсионное законодательство все больше приобретает самодостаточный характер и уже, безусловно, превратилось в главный и наиболее сложный раздел в системе социально-обеспечительного законодательства, во многом определяющий характер и направленность дальнейшего развития такой отрасли права как право социального обеспечения в целом[111].

О масштабности отечественной пенсионной системы и ее социальной значимости для общества говорят статистические данные годового отчета ПФР за 2012 год[112]:

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/35647.html

Пенсионные фонды, развитие инфраструктуры и устойчивый рост Хуан Ермо, ОЭСР Конференция НАПФ Москва, 27 сентября 2012 1. — презентация

Пенсионные фонды, развитие инфраструктуры и устойчивый рост Хуан Ермо, ОЭСР Конференция НАПФ Москва, 27 сентября 2012 1. - презентация

1 Пенсионные фонды, развитие инфраструктуры и устойчивый рост Хуан Ермо, ОЭСР Конференция НАПФ Москва, 27 сентября

2 Накопительные пенсии и экономический рост 2 Основные каналы воздействия Частные сбережения Развитие финансового сектора Стимулирова ние рынка труда Накопитель ные пенсии Рост ВВП

3 Связь между накопительными пенсиями и ростом: доказательства Корбо-Шмидт-Геббель (2003): 0,5% из 4,6% среднего темпа роста ВВП в Чили – благодаря пенсионной реформе Хью и Дэвис (2005): активы пенсионных фондов со- интегрированы с выработкой на одного работника, по данным панельного исследования более чем 40 стран Зандберг и Спирдейк (2010): незначительное влияние на экономический рост в странах ОЭСР в гг.

4 Условия для наибольшего воздействия на рост Обязательная / с автоматическим включением накопительная пенсионная система более высокие темпы накопления Повышение эффективности финансовой системы приток капитала в наиболее продуктивные проекты, уменьшение «краткосрочности» Взносы в пенсионный фонд воспринимаются как накопление, а не налог

5 Пенсионные фонды могут резко повысить сбережения Австралия: вклад пенсионных фондов в частные сбережения (% ВВП) Источник: Gruen and Soding, 2011

6 Пенсионные фонды способствуют углублению финансового рынка Чили: активы пенсионных фондов, капитализация фондового рынка и оборот растут синхронно (в отношении к ВВП, ) Источник: Superintendencia de Pensiones, World Bank Financial Sector Database

7 Пенсионные фонды помогают продлить сроки погашения долга Мексика: средний срок погашения для портфелей пенсионных фондов и суверенных долгов Источник: Banco de Mexico, CONSAR

8 Воздействие на рост зависит от базы активов … Активы российских пенсионных фондов остаются очень низкими в % к ВВП Источник: OECD Pension Markets in Focus, September 2012

9 … и размещения активов пенсионных фондов Государственные облигации, индексируемые на инфляцию, в местной валюте, свободные от кредитных рисков Акции, котирующиеся на бирже Корпоративные облигации Хедж-фонды и фонды прямых инвестиций Материальные активы (такие как инфраструктура, недвижимость, лес и т.д.) Денежные средства Инвестиционные варианты для пенсионных фондов и других долгосрочных инвесторов:

10 Расширение в альтернативные инвестиции 10 Альтернативные варианты в некоторых фондах переросли государственные ценные бумаги Источник: ОЭСР

11 Инвестиции в инфраструктуру Инфра инвестиции — это прямые /косвенные вложения в пакеты акций в компаниях, владеющих и/или управляющих физическими структурами и сетями, используемыми для оказания основных необходимых услуг 11 Что такое инфраструктура? Экономическая инфраструктураСоциальная инфраструктура ТранспортЭнергетика и коммунальное хозяйство Связь Платные дороги Порты Аэропорты Железные дороги Газ сбыт хранение Электроэнергия сбыт производство Вода обработка сбыт Возобновляемые источники энергии Кабельные сети Спутниковые системы Здравоохранение Образование Социальное жилье Переработка отходов

12 Инвестиции в инфраструктуру Высокие барьеры для входа, часто с природными, географическими или нормативными характеристиками монополий Высокие авансовые капитальные затраты Потребительский спрос на услуги, как правило, не эластичный по цене Низкие эксплуатационные расходы с высокой операционной прибылью Долгий срок службы Надежные денежные потоки часто связаны с инфляцией Инфраструктурные активы обычно обладают некоторыми общими характеристиками:

13 Финансирование инфраструктуры: более широкий контекст 13 Правительства все чаще стремятся привлекать к участию частный сектор (государственно-частное партнерство, ГЧП) Банки секьюритизируют существующие инфраструктурные кредиты и сокращают финансирование новых проектов (65 млрд. долларов США в 1-м квартале 2012 года, на 1/3 ниже, чем в 1-м квартале 2011) Правила для страховщиков на основе оценки рисков платежеспособности, как в Solvency II, могут снизить аппетит к определенным типам инвестиций в инфраструктуру Пенсионные фонды стремятся, но в целом избегают инвестиций «с зеленого поля» (инвестиции в создание нового предприятия, когда даже производственные помещения возводятся с нуля) и предпочитают менее рискованные инвестиции «с коричневого поля» (инвестиции в создание предприятия с использованием уже существующей инфраструктуры) Суверенные фонды являются новыми игроками, но демонстрируют быстрый рост

14 Источники для финансирования глобальных проектов 14 Источник: Infrastructure Journal US$ млрд.

15 Эволюция инвестиций в инфраструктуру 15 Аппетит к проекту / Инфраструктуры, не котирующиеся на бирже; некоторые примеры Источники: Обзор ОЭСР, Annual Accounts, Preqin ОрганизацияСтранаВсего активов (млрд.) Размещение в инфраструктуру (% от всех активов) В наст. вр.Цель OMERSКанадаCAD$ OTPPКанадаCAD$ Australian SuperАвстралия A$ UniSuperАвстралияA$23na6.5 CALPERSСШАUS$ Illinois State BoardСШАUS$ ABPГолландияEur PFZWГолландияEur USSВеликобританияGBP ATPДанияEur 661.8na PensionDanmarkДанияEur

16 Эволюция инвестиций канадских ПФ в инфраструктуру 16 Источник: PIAC

17 Эффективность инвестиций в инфраструктуру — Австралия 17

18 Традиционные модели инвестирования в инфраструктуру 18 Котирующиеся на бирже акции и корпоративные облигации Ликвидные Высокий бета- коэффициент Нет привязки к конкретным проектам (за исключением CKD — Mexico) Облигации инфраструктурных проектов Долгосрочные Монолинейные или с государственны ми гарантиями LPs / Частный капитал Горизонт 5-10 лет с использованием заемных средств Высокие админ. сборы (1-2% с активов, 10-20% с доходности) LPTs – Listed Property Trusts LPs – Limited Partner Традиционные модели / стратегии оказались мало результативными относительно рыночной доходности

19 Новые модели оценки инфраструктурных проектов 19 Прямые / co- инвестирование Неликвидные, долгосрочные Принадлежат своей команде или дочернее предприятие, принадлежащее частным лицам (например, Borealis) Могут объединиться в синдикат после завершения сделки Специализированн ые, в совместной собственности Унифицированное управление (например, IFM в Австралии, Invepar в Бразилии, Инфраструктурная платформа в Великобритании) Государственные/ частные фонды Более длинные горизонты чем в традиционных фондах Private Equity Более низкая плата за обслуживание (например, фонд Marguerite) Новые модели/стратегии предлагают более привлекательную доходность и более низкую стоимость

20 20 Пример структуры инфраструктурного капитала Акции 20-25% Старшая задолженность 55-70% Mezz 10-20% Нет падений доходности, нет роста доходности Низкая стабильная доходность Нет контроля, риск как в акциях, более высокая доходность Контроль, полный риск Вопросы к рассмотрению для пенсионных фондов: Важен ли контроль, Номинальная и реальная доходность, Защита от падения доходности против невозможности продавать при росте доходности, Способность влиять на развитие бизнеса, Политические / регулятивные риски

21 Условия для инвестиций пенсионных фондов в инфраструктуру 21 Национальный план инфраструктуры и реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства / ГЧП и аналогичных моделей Регулируемые коммунальные услуги (например, RPI-X, льготные тарифы, и т.д.) Политическая и нормативно-правовая стабильность для инфраструктурных проектов Гарантии по строительным рискам Низкая стоимость, объединение транспортных средств (для небольших пенсионных фондов) Разрешительные правила инвестирования Навыки управления инфраструктурными активами и механизмы управления рисками на уровне пенсионного фонда

22 Инвестиции в инфраструктуру и бюджетные дефициты 22 ГЧП позволяет правительству амортизировать стоимость строительства инфраструктуры на протяжении многих лет (влияние на финансовый учет) Более качественная проверка эффективности инфраструктурных проектов (потенциальная экономия бюджетных средств) Более высокая конкуренция и эффективность работы (потенциальная экономия бюджетных средств) Влияние на государственный бюджет:

Источник: http://www.myshared.ru/slide/208448/

Переход к накопительной пенсионной реформе: мировой опыт и возможности применения его в России

Переход в накопительной пенсионной системе затрудняется рядом сопряженных с ним институциональных проблем:

1) Психологическая неготовность населения к пенсионной реформе. Результаты социологических опросов (80% опрошенных) показывают, что население думает, что государство должно их содержать в старости;

2) Неразвитость финансовых рынков и дефицит финансовых ресурсов вызывает проблемы с при влечением средств для пенсионной реформы;

3) Нет развитого инвестиционного спроса на долгосрочные финансовые ресурсы пенсионных фондов;

4) Нет отработанных механизмов перераспределения рисков между пенсионными фондами и инвесторами;

5) Нет навыков работы с крайне долгосрочными пассивами на актуарных принципах;

6) Нет административного опыта контроля и регулирования НПФ, неразвита законодательная база.

3.6.1.Организационные аспекты пенсионной реформы

Введение условно-накопительных счетов. Нужно уже сейчас использовать для внедрения в массовое сознание основных принципов накопительной пенсионной системы, ввести условно-накопительные счета, играющие двоякую функцию:

• информационное функционирование;

• создание технической базы для введения накопительных пенсий.

3.6.2.Государственный Накопительный Пенсионный фонд

Основной институциональной формой накопительной пенсионной системы России должен стать Государственный Накопительный Пенсионный фонд.

Ставка обязательных отчислений в Накопительный Пенсионный фонд. При определении ставки обязательных отчислений в Накопительный Пенсионный фонд необходимо принимать во внимание следующие величины:

1) прогнозируемую величину процентных ставок;

2) прогнозируемую величину темпов роста заработной платы;

3) ожидаемую продолжительность трудового стажа;

4) ожидаемую продолжительность жизни при выходе на пенсию;

5) желаемое соотношение пенсии и зарплаты.

3.6.3. Величина накопительного тарифа

Чем больше величина накопительного тарифа, тем меньшее время требуется для накопления необходимых пенсионных резервов, соответственно, тем меньше будут государственные расходы на выплату пенсионерам не успевшим сформировать достаточных накоплений.

В Программе реформирования системы пенсионного обеспечения оговаривается ставка накопительного тарифа 7%. Такая ставка позволяет обеспечить пенсии:

• 35% зарплаты при наименее благоприятной макроэкономической ситуации (с учетом безработицы 5-8% от работающих будет 30-34%);

• 47% зарплаты при средней макроэкономической ситуации (с учетом 5-8% безработицы — 40-45%).

Это возможно при следующих условиях:

• 20 лет — ожидаемая продолжительность жизни после выхода на пенсию;

• 40 лет — ожидаемый трудовой стаж. Может потребоваться более высокий тариф 10%:

• с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни на пенсии, которая уже с 2025 года превысит 20 лет;

• при низкой ставке процента и высоких темпах прироста средней заработной платы.

3.6.4.Пенсионный трастовый фонд

Для успешного проведения пенсионной реформы необходимы законы, определяющие порядок и механизмы пенсионного страхования — обязательного и добровольного — с созданием системы НПФ и Пенсионных Фондов (пенсионных банков).

Одним из возможных организационных подходов к реформированию пенсионного обеспечения было бы введение такой структуры, как Пенсионный Трастовый Фонд. Важны долговременные инвестиции избыточных средств Пенсионного Трастового Фонда: в 1) активы (облигации, акции); 2) прямые инвестиции.

3.6.5.Федеральная пенсионная служба

Все предприятия делают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, который затем делает страховые выплаты пенсионерам (25% населения).

Министерство социальной защиты РФ осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью по назначению и выплате пенсий.

Однако нет неразрывной связи, нет контроля за расходованием громадных средств, а ведь пенсионное обеспечение — это второй по объему после оплаты труда источник доходов населения.

Целесообразным выглядит создание Федеральной пенсионной службы РФ, функциями которой являются: назначение, выплата и доставка пенсий, сбор и аккумулирование средств.

Дезинтеграция происходит, когда исполнительная власть на местах хозяйничает, распоряжаясь федеральной собственностью. Нужна обособленность структуры Пенсионного фонда от всей системы исполнительной власти.

Литература

ДИССЕРТАЦИИ

1999

Бочкарев Д. В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ, 1999.

Малютина М. С. Моделирование макроэкономических последствий пенсионной реформы: Дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ, 1999.

Седова М. Л. Перспективы развития социального страхования в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М.: ФА, 1999.

Сетченкова Л. А. Формирование инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда: Дис. … канд. экон. наук. М.: ФА, 1999.

Тылевич Д. Е. Развитие и совершенствование российской модели пенсионного обеспечения как важнейший элемент современной социальной политики : Дис. … канд. экон. наук. СПб: СПбГУЭФ, 1999.

Федотов М. С. Социальные и экономические основы системы негосударственного пенсионного обеспечения: Дис … канд. экон. наук. ИЭ УрО РАН, 1999.

1998

Балакирева В. Ю. Перспективы развития личного страхования в России: Дис. … канд.: экон. наук. М.: 1998.

Болдов О. Н. Системный анализ и структуры социальных фондов развитых капиталистических стран: Дис. канд. экон. наук. М.: ИСА РАН, 1998.

Глебов В. И. Экономические методы формирования дорожных негосударственных пенсионных фондов : Дис. канд. экон. наук. М.: МИИТ, 1998.

Коркин А. Ю. Совершенствование деятельности peгиональных пенсионных фондов в современных экономических условиях: Дис. … канд. экон. наук. М.: AOOН, 1998.

Ли Су Ен Совершенствование системы социального обеспечения в России в период перехода к рыночной экономике. Дис. … канд. социол. наук. М.: МГУ, 1998.

• Поляк Ю. Е. Теория и практика социальных реформ и странах бывшего СССР и Восточной Европы: Дис. канд. экон. наук. М.: МГУ, 1998.

Соловьев А. К. Проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации (экономические аспекты): Дис. докт. экон. наук. М.: НИИТ, 1998.

Финогенова Ю. Ю. Негосударственные пенсиониые фонды в системе пенсионного страхования: Дис. … канд. экон. наук. М.: РЭА, 1998.

Юшкова С. А. Структура и условия функционирования эффективной системы социальной защиты населения РФ в условиях социально-экономических изменений: Дис. канд. экон. наук. М.: МГУ, 1998.

1997

Беляева Г. В. Пенсионное обеспечение в условиях формирования рынка в России: Дис. … канд. экон. наук. — Воронеж: ВГУ, 1997.

Кадомцева С. В. Экономические основы социальной защиты: Дис. … докт. экон. наук. М.: НИИТ, 1997.

Черкасская Г. В. Социально-экономические аспекты приватизации системы пенсионного обеспечения в России в период проведения рыночных реформ: Дис. … канд. экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.

Щелкина И. А. Перспективы развития негосударственного сектора системы пенсионного обеспечения в России: Дис. … канд. экон. наук. М.; РАГС, 1997.

до 1997

Бродский Г. М. Инвестирование промышленности негосударственными пенсионными фондами: Дис. … канд. экон. наук. СПб.: СПбУЭФ, 1996.

Железов А. В. Методология оценки накопительных форм страхования в РФ: Дис. … канд. экон. наук. М.: 1996.

Крылова Е. Г. Имитационное моделирование функционирования негосударственного пенсионного фонда: Дис. … канд. экон. наук. М.: 1996.

Кузьмина Е. В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис. … канд. экон. наук. СПб.: СПбГИЭА, 1996.

Куртин А. В. Механизм формирования и использования пенсионного фонда Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М.: РЭА, 1996.

Хорошко М. А. Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М.: МГУ, 1995.

Голубев А. В. Пенсионное обеспечение в системе распределительных отношений и механизм его реализации: Дис. … канд. экон. наук. Ленинград: 1991.

МОНОГРАФИИ

1) Андреев Е. М., Дарский Л. Е., Харькова Т. Л. Население Советского Союза. 1922-1991. М.: 1993.

2) Антология экономической классики. М.: МП «Экононов», «Ключ», 1993.

3) Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. М.: Госюриздат, 1961.

4) Ачаркян В. А., Соловьев А. Г. Работающие пенсионеры. М.: 1975.

5) Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС. 1998.

6) Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М.: Финансы и статистика, 1985.

7) Басистый Д. А., Дмитриев М. Э., Матовников М. Ю., Синявская О. В. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в России на 1998-2056 годы (существующие модели и варианты реформирования). М.: Московский центр Карнеги, 1997.

8) Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. В THESIS. Зима 1993. Том 1. Вып 1. М.: Начала-Пресс.

9) Беликоев В. 3. Общая экономическая теория. — Новосибирск: ЮКЕА-Модус. 1996.

10) Бочкарева В., Гинайте С, Коган В., Римашевская Н. Предложения к проекту реформирования пенсионной системы в России. М.: ИСЭПН РАН, 1996.

11) Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. 4-е изд. М.: «Дело ЛТД», 1994.

12) Бугаев Ю. С. Новые аспекты развития страховании в России. М.: 1995.

13) Бюро экономического анализа. Институциональная инфраструктура пенсионной системы в России. М.: БЭА, 1998.

14) Васильев В. И. Введение в специальность (актуарная профессия). М.: МГТУ, 1995.

15) Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М.: Наука. 1993.

16) Вильямсон О. И. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.

17) Все о пенсиях в России. М.: Профсоюзы и экономика, 1992.

18) Гонтмахер Е. Ш. (ред.) Анализ финансового по.ложения

ПФ РФ. Прогнозирование ПС на долгосрочную перспективу . М., 1997.

19) Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. М.: 1988.

20) Гурьев В. И. Основы социальной статистики. М.: Финансы и статистика, 1991.

21) Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М.: Деловая литература, 1993.

22) Демографические процессы и их закономерности. М.: 1986.

23) Демографическая ситуация и состояние трудовых резервов в Российской федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения. М.: Минтруд, 1996.

24) Демографическое моделирование развития пенсионной системы в России. М.: НИИ статистики Госкомстата России, 1997.

25) Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пенсионного возраста. М.: 1980.

26) Дмитриев М. Э. Альтернативные сценарии пенсионной реформы в Росси. Московский центр Карнеги. Российская экономическая школа. М.: 1996.

27) Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Пер. с фр. М.: Экономика, 1995.

28) Жильцов Е. М. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.

29) Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. М.: Бюро экономического анализа, 1988.

30) Информационо-статистический сборник. Пенсионный фонд РФ. М.; 1997.

31) Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.: 1990.

32) Кротти Д., Фулфорд Р., Росс С. Российская федерация: улучшение работы по обеспечению сбора страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Международный валютный Фонд (управление по бюджетным вопросам). 1997.

33) Ланцев М. Реформирование пенсионной системы в России (концептуальные предложения). М.: ПФР, 1994.

34) Ланцев М. С. Социальное обеспечение в СССР: экономический аспект. М.: 1976.

35) Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы проблемы и политика: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1998.

36) Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

37) Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1997.

38) Менкью Н. Г. Микроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994

39) Михалкевич В. Н., Фогель Я. М. Пенсионное обеспечение колхозников. М.: Колос, 1968.

40) Население России 1995. М.: Институт народнохозяйствственного прогнозирования РАН. Центр демографии и экологии человека. 1996.

41) Никитенко В. В. Демографический анализ поколений. М.: 1979.

42) Новицкий А.Г. (ред.) Население и формы занятости. М. 1985.

43) Новицкий А. Г, Миль Г.В. Занятость пенсионеров: социально-демографический аспект. М.: 1981.

44) Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение. М.: Министерство социальной защиты, 1993. .

45) Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. СПб: Норма, 1998.

46) Плешков А. П., Ордеев И. В. Очерки зарубежного страхования. М.: Анкил, 1997.

47) Приватизация: чему учит мировой опыт. М., 1993.

48) Пронина Л. И. Повышение эффективности социального обеспечения. М.: Экономика, 1990.

49) Рассчитайте новую пенсию. М.: Известия, 1997.

50) Римашевская Н. М. (ред.) Нетрудоспособное население: социально-демографические аспекты. М.: 1985.

51) Ронк В. Д. Методологические основы формирования критериев упорядочивания льготных пенсий по условиям труда. М.: 1996.

52) Российская Федерация на пути к достижению среднесрочной экономической устойчивости: Доклад Всемирного банка, 1995.

53) Рынок труда в социальной политике в Центральной и Восточной Европе. Переходной период и дальнейшее развитие. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

54) Советское пенсионное право / Под ред. М. Л. Захарова. М.: Юридическая литература, 1974.

Источник: https://refdb.ru/look/1423308-p14.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть