Закон об электронных деньгах

Содержание

Электронные кошельки — новые правила

16 мая 2014 года вступили в силу изменения в законах №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Они коснулись всех операторов электронных денег и всех электронных кошельков физических лиц в рунете.

Давайте рассмотрим, какие изменения внесены и что изменится для пользователей электронными кошельками?

1. В статью 3 «Основные понятия» внесено дополнение — добавлен новый термин — упрощенная идентификация клиента — физического лица. Здесь описаны все возможные законные способы установления данных физического лица — ФИО,  номера документа, удостоверяющего личность, а также способы подтверждения достоверности этих данных.

2. Внесены изменения в статью 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Пункт 1 данной статьи раскрывает обязанности организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами.

Закон №161-ФЗ «О национальной платежной системе» уже довольно давно — с октября 2012 года —  приравнял электронные деньги к безналичным деньгам. Теперь электронные деньги являются частью национальной платежной системы.

Об этом я писала в статье  Электронные деньги выходят из «тени» — Закон о платежной национальной системе.

Поэтому данная статья относится не только к банкам, но и ко всем операторам электронных денег, работающим на территории России. Это также относится и к Почте России и другим организациям, осуществляющим денежные переводы.

Так  когда же такие организации обязаны проводить идентификацию физического лица и когда не обязаны? Об этом нам поведает новая редакция подпункта 1.4) статьи 7.

1. Идентификация физического лица не производится:

  • при оплате товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. То есть с анонимного (не персонифицированного) электронного кошелька вы можете оплатить за приобретаемые товары (услуги) в интернет-магазинах;
  • при внесении платежей в адрес органов государственной власти;
  • при внесении денег на свой электронный кошелек для пополнения остатка денег на электронном счете. При этом сумма денег на электронном кошельке не должна превышать 15 тысяч рублей (а если деньги в валюте, отличной от валюты РФ, то они пересчитываются в рубли).

2. Идентификация физического лица обязательна, если денежные средства переводятся на электронный кошелек другого физического лица, некоммерческой организации или юридического лица, осуществляющего деятельность за пределами России.

Для чего это делается? думаю, что очень все просто. Теперь нельзя с анонимного кошелька одного физического лица отправить деньги на анонимный кошелек другого физического лица.

Теперь физическое лицо, получающее от других физических лиц какие-либо деньги, должно будет пояснить налоговому органу — не выручка ли это от незаконной предпринимательской деятельности…  Таким образом ставится ещё один серьезный барьер и мелким «рукодельникам», и инфобизнесменам, и мелким торговцам, которые не хотят «озвучивать» свои доходы.

Теперь придется …

Я не даю здесь оценки — хорошо это или плохо. И не хочу такой оценки давать. И обсуждать это не хочу. Моя задача — донести до вас, мои читатели, что порядки изменились.

Просто надо знать, что любое поступление электронных денег, денег на карточные счета физических лиц, получение переводов через платежные системы — теперь под контролем. И налоговая имеет полное право спросить — а деньги откуда?

Если сын переводит матери деньги — пусть и дальше переводит. В этом нет никакого нарушения. Если друг помог другу — тоже все в порядке. Но если за месяц у вас десятки переводов от разных людей, никак ранее с вами не связанными, это сигнал — надо проверить что за переводы.

3. Существует перечень товаров и услуг. утвержденный Правительством России, при приобретении которых идентификация покупателя требуется в обязательном порядке не зависимо от суммы. В данном пункте не указано никаких ссылок на закон или другой нормативный документ, в котором были бы опубликованы списки таких товаров и услуг. Скорее всего, этот нормативный акт будет разработан позже.

4. Есть ещё одно условие, при котором идентификация требуется обязательно. И звучит это так:

если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

А тут, как вы понимаете, широкий простор для сотрудников организаций….

Когда можно применять упрощенную процедуру идентификации, а когда нельзя?

Упрощенная процедура идентификации может применяться только когда соблюдаются два условия одновременно:

  1. операция с денежными средствами не подлежит обязательному контролю;
  2. в отношении физического лица, совершающего данную операцию, отсутствуют данные, свидетельствующие о его причастности к терроризму, экстремистской деятельности и отмыванию денег.

Какие операции с денежными средствами подлежат обязательному контролю?

Перечень таких операций дается в статье 6 рассматриваемого закона.

Это следующие операции на сумму больше, чем 600 тысяч рублей или эквивалентной данной сумме в валюте:

1.Операции с наличными денежными средствами:

  • покупка-продажа физическим лицом иностранной валюты наличными денежными средствами;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличные деньги;
  • получение денег по чеку на предъявителя, выданному нерезидентном;
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • внесение физическим лицом наличных денег в уставной капитал организации.

2. Операции с денежными средствами (перевод, получение кредита, операции с ценными бумагами) если хотя бы одна из сторон данной операции является резидентом государства,  которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Или если в операции используется счет в банке, который находится на территории такого государства.

3. Третья группа операций, подлежащих обязательному контролю, это операции по вкладам на предъявителя, открытие вклада в пользу третьих лиц наличными деньгами, перевод средств на счет, открытый на анонимного владельца.

4. К четвертой группе операций относятся операции с драгоценными металлами, ювелирными изделиями, операциям лизинга, операции по выплате физическим лицам страхового возмещения, выплаты по выигрышам в лотерее, тотализаторам и т.п.

Напомню, что все эти операции должны быть произведены на сумму, превышающую 600 тысяч рублей.

Так что большинство граждан вполне может пройти упрощенную процедуру регистрации — вы можете лично предоставить банку или платежной системе паспорт (или нотариально заверенные копии), а можете передать данные в электронном виде.

Но если данные будут передаваться в электронном виде, то кроме паспортных данных потребуется ещё ИНН, номер страхового полиса, пенсионной карточки, мобильного телефона. Все эти данные будут сверяться с данными информационных систем ПФР, страховых организаций, систем мобильной связи.

Так что на Васю Пупкина сослаться не удастся…

Теперь платежный агент не имеет права принимать деньги в адрес кредитных организаций. Так что теперь через платежные системы, представительства организаций мобильной связи, Почту России нельзя будет погасить кредит. Это реально не удобно физическим лицам и оторвали кусок пирога у платежных агентов. Но пресекли поступления на банковские счета неконтролируемых доходов…

 

Эти изменения практически полностью повторяют новшества закона №115-ФЗ , ссылаются на статьи данного закона.

Но тут есть ещё одно новшество — ограничения по использованию электронных кошельков.

До введения данных поправок было всего два вида электронных кошельков:

  • персонифицированные, по которым можно было держать остаток денег на электронном счете в сумме до 100 тысяч рублей;
  • не персонифицированный (анонимный) счет, остаток по которому не может превышать 15 тысяч рублей.

Теперь ввели ещё и промежуточное ограничение — если вы прошли упрощенную процедуру идентификации, то остаток вашего счета в электронных деньгах не может превышать 60 тысяч рублей. А общая сумма платежей с такого счета не может превышать 200 тысяч рублей в месяц.

Другое новшество касается использования электронных кошельков организаций и ИП.

Как и прежде ни организации, ни ИП не имею право использовать свои электронные кошельки для приобретения любых товаров и услуг у других организаций и ИП.

Они имеют право переводить электронные деньги только на электронные счета физических лиц.

Но теперь поставлено требование — электронный кошелек физического лица, на который организация или ИП переводит деньги, должен быть либо персонифицированным, либо физическое лицо должно пройти процедуру упрощенной идентификации. На анонимный кошелек перевести деньги теперь не получится.

Почему ввели данное ограничение? Очень просто — пресекают «черные» зарплаты, не облагаемые НДФЛ и страховыми взносами. Конечно, крупные организации и раньше не особо пользовались таким способом ухода от налогов.

Но мелкий бизнес, многие ИП, а особенно любимые мною инфобизнесмены, очень даже часто открывали десятки анонимных счетов на Пупкиных, Чупкиных… и выплачивали физическим лицам по партнерским программам, своим сотрудникам, никак не оформленным, электронные деньги без уплаты каких-либо налогов и страховых взносов.

А ведь ИП или организация с каждой выплаты физическому лицу должна заплатить в бюджет НДФЛ (13% от перечисленной суммы) и ещё страховые взносы как минимум в ПФР и ФФОМС.

Да чего греха таить — мелкий бизнес, сам никак не зарегистрированный вовсю использовал электронные деньги и для получения выручки и для оплаты труда и товаров и услуг таких же не зарегистрированных бизнесменов.

Источник: https://acscon.ru/44-polezno-znat-vsem/elektronnye-dengi/81-elektronnye-koshelki-novye-pravila

Закон об онлайн-кассах: давайте ставить точки? Электронные деньги и агрегаторы

Сегодня анализировал toster, несколько форумов и блогов, где обсуждаются вопросы ФЗ №54 об онлайн-кассах (как ККТ) и пришёл к выводу, что абсолютное большинство онлайн-предпринимателей до сих пор не сделало выводов о том, что именно предписывает данный акт.

Ниже вы узнаете: нужна ли ККТ при приёме пластиковых карт и электронных денег? нужна ли ККТ при приёме платежей через агрегаторов?

Дабы не повторяться — остальные аспекты можно посмотреть тут и тут, или даже вот здесь. И да — ещё ликбез.

Итак, электронные деньги (Яндекс, Qiwi, PayPal, но — внимание! — не WebMoney).

Начинаем, как учат всех юристов-первокурсников с названия: ФЗ называется «О контрольно-кассовой технике при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Далее открываем мой «любимый» ФЗ №161 «О национальной платёжной системе», а именно — ст.

3 и читаем: «электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».

Идём дальше и читаем ст. 1.2 ФЗ №54 (тот, что о ККТ): «Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом». О сроках и субъектах уже говорил, поэтому акцентируемся на другом.

В 101 раз, когда ККТ всё же НЕ применяется:

  1. Банками в устройствах… — лучше прочтите это определение самостоятельно: больно длинно выходит (п. 1 ст. 2);
  2. Предприниматели с особыми видами деятельности (п. 2 ст. 2);
  3. Организации и ИП в труднодоступных районах (п. 3 ст. 2);
  4. Другие исключения (п. 5, 6 ст. 2 и т.д.);
  5. И наконец, п. 9 ст. 2: «контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями».

Дабы не быть голословным — нужно обратиться к тем сервисам, которые представляют доступ к онлайн-оплатам (карты, электронные деньги, выставление счетов и т.д.). Их почему-то редко разделяют на группы, но всё же:

  1. Собственно, сами электронные кошельки (Qiwi, Яндекс, PayPal…);
  2. Агрегаторы платежей (Яндекс.Касса, Робокасса, PayAnyWay, PayU, Intellectmoney…);
  3. Процессинги (Assit, PayOnline, RBCMoney).

Те, кто не попал в список — извините: он вышел «прямо из головы» и не имеет своей целью полный обзор существующих решений (благо — такие уже есть тут, тут или даже тут).

Отличия этих трёх групп — коротко: первые «заточены» на приём, как правило, электронных средств и представляют собой не просто отдельный сервис, а отдельную кредитную организацию: Яндекс — ООО НКО «Яндекс.Деньги» (НКО — небанковская кредитная организация) с лицензией от ЦБ. Qiwi — КИВИ Банк (ЗАО) также с разрешением от Центробанка.

PayPal — ООО НКО «ПэйПал РУ»: конечно же отрекомендовано Главным Банком Страны.

Далее — агрегаторы: Яндекс.Касса — по сути та же самая организация, что и Яндекс.Кошелёк? Робокасса из под крыла Океан Банка ушла под крыло другого. Теперь называется «БИЗНЕС ЭЛЕМЕНТ» (ООО). При этом в оферте для физ.

лиц фигурирует следующее условие: “об оказании услуг с использованием электронного средства платежа «RoboWallet»…”.

Более того, согласно оферте с юр.

лицами: «Компания оказывает Получателю Услуги Компании, направленные на обеспечение информационного и технологического взаимодействия между Участниками расчетов в целях совершения Плательщиками Оплаты за Товар, а также оказывает (предоставляет) Получателю иные услуги (сервисы) в порядке и на условиях, предусмотренных Договором».

При этом услуги процессинга предоставляет, в частности, опять же — кредитная организация: КИВИ Банк. Более скажу вам: для физ. лиц «действующая редакция Оферты всегда размещена на web-сайтах Системы по адресу robokassa.ru, и Банка по адресу qiwi.com, и в обязательном порядке предлагается для ознакомления Клиенту до момента совершения акцепта условий Оферты и заключения Договора».

Далее — PayAnyWay по существу есть агрегатор не столь известной, но всё же узнаваемой компании — Монета.ру (с дизайном которой возился когда-то сам Артемий). Небанковская кредитная организация «МОНЕТА.РУ» тоже есть на сайте cbr.ru по понятным причинам. То есть — вновь организация кредитная.

Дальше — PayU (больше в РФ всё же был известен другой проект — Молоток?): тут даже искать в офертах долго не надо — название очень простое ООО НКО «ПЭЙЮ”. И, конечно, же адресую вас на страницу известного учреждения :).

Или вот ещё: intellectmoney.ru. Получатель почты и владелец сайта — ООО „ИнтеллектМани“.

А как же ФЗ №161? Есть договор с собственно ИМ и с очень известным в не сильно широких кругах ООО РНКО „РИБ“: чтобы стало яснее — это звучит полностью как Общество с ограниченной ответственностью Расчетная небанковская кредитная организация „РИБ“.

Та же схема, что и Робокассы с Киви: технологический обмен и по сути сам по себе процессинг лежит на РИБ (кстати, на главной странице Робокассы можно прочесть буквально следующее: „В настоящее время нашими основными банками-партнёрами являются КИВИ Банк (АО) и ООО РНКО “РИБ»»).

И последняя группа — процессинги: они, в принципе, сейчас работают по условиям, которые близки к агрегаторам (в их нынешнем виде), т.к.

договор заключается с банком и процессингом (или трёхсторонний) и по сути весь «приём карт и электронных денег» осуществляет банк, а PayOnline, Asist и прочие — осуществляют технологическое взаимодействие.

И только.

Что видим: банки, НКО (читай — упрощённые банки).

Так каким образом банк будет предоставлять за вас, ООО и ИП, чеки?

Источник: https://habrahabr.ru/post/326792/

Как рождался закон об электронных деньгах в Казахстане

21 июля 2011 года Президент Назарбаев подписал «Закон об электронных деньгах». Несомненно это стало одним из главных событий в Казнете. В сентябре журнал Forbes обратился ко мне с просьбой описать историю принятия закона и по договорённости с журналом теперь я её могу опубликовать в публичном доступе

 

Перепечатка из журнала Forbes kazakhstan #1:

Немногим больше месяца назад Президент Назарбаев подписал «Закон об электронных деньгах», несомненно, открыв  новый этап в развитии современных платёжных инструментов в Казахстане.

Немногие пока понимают какие колоссальные изменения произойдут в ближайшие 1-2 года на рынке электронной и мобильной коммерции страны.

Октябрьский номер Forbes Kazakhstan приоткроет масштабы грядущих изменений и те компании, которые чувствуют эти тренды и готовы выстрелить. Пока же очень коротко расскажем о том, как рождался закон в течении 4-х лет.

 

Впервые идея запустить в Казахстане новый платёжный инструмент – электронные деньги родилась в недрах, как это не парадоксально, самого старого банка страны – HalykBank. Учитывая, что на тот момент наше законодательство не оперировало такими терминами как «электронные деньги» мною была предложена юридически-правовая схема «чека на предъявителя в электронном виде».

Был проведён анализ рынка, построена бизнес-модель, описаны требования к безопасности. В августе 2007 года проект был представлен Правлению Народного банка Казахстана (в те времена его возглавлял Григорий Марченко), которое в целом его одобрила и дало старт процессу.

Были проработаны технические вопросы, организованы встречи с внешними вендорами и аналогами в различных странах мира, решены вопросы бухгалтерии и валютных рисков. Самым сложным элементом подготовки проекта оказалось убедить юристов банка в легитимности схемы, вставлялись оговорки, которые делали проект слишком рискованным.

Было принято решение подкрепиться официальным одобрением Нацбанка. 30 января 2008 года был получен ответ из Нацбанка за подписью председателя Анвара Сайденова, который в принципе одобрял схему (авторитет Марченко всё-таки достаточно высок), но содержал оговорку «..

Кроме того хотим отметить, что в соответствии с действующим законодательством РК, не предусмотрена сама возможность выпуска и использования банками чеков на предъявителя в электронной форме». В качестве варианта решения вопроса Нацбанком была предложена схема «…уступки прав требований Гаранта (Банка) от одного участника системы к другому в рамках Гражданского Кодекса РК (глава 19)..».

Этот вариант не устраивал уже Народный банк, так как возникали дополнительные налоговые обязательства, что не входило в наши планы. В результате бурной переписке в середине 2008 года было принято решение создать при Национальном банке Рабочую группу из представителей банков для подготовки законопроекта по электронным деньгам.

 

Сказано – сделано, рабочая группа появилась. Следующие полгода ушли на введение сотрудников Национального Банка в тему электронных денег и механизмы контроля этого инструмента (отдельное спасибо сотруднику Департамента платёжных систем Ерлану Ашикбекову, который за время подготовки законопроекта стал ключевым специалистом в этих вопросах).

С начала 2009 года начался непосредственно этап подготовки самого документа – решили двигаться по пути наименьшего сопротивления – не придумывать новый закон как отдельный документа, а внести дополнения в текущий закон «О платежах и переводах денег».

Затем при согласовании с министерствами и ведомствами в Астане мы были вынуждены дополнительно включить изменения в законы «О банках и банковской деятельности», «Налоговый кодекс», «Кодекс об административных правонарушениях», «О Национальном банке».

Всё это очень сильно затянуло процесс, в то же время очень обогатило Рабочую группу опытом согласования документов с государственными органами. Первый законопроект по электронным деньгам был представлен в сентябре 2009 года.

Необходимо отметить, что на этом этапе у меня произошли некие мировоззренческие изменения в связи с моими переходом из банковских структур в частный бизнес.

Стало достаточно очевидно, что для банков рынок электронных денег это что-то очень небольшое (по сравнению с другими видами банковского бизнеса), сложное во внедрении и маркетинговом продвижении и крайне непонятное.

И чтобы наши банки второго уровня реально занялись этой проблемой нужно или административный рычаг или появление энтузиастов в банковской сфере по этой тематике.

Таким образом, следующие полгода были посвящены продвижению идеи допуска в систему эмиссии и управления электронными деньгами частных компаний, которые традиционно более активны и в отличие от банков не столь регидны. Благо, оставаясь в рабочей группе при Национальном банке удавалось быть в курсе событий и влиять на процессы.

На этом этапе большую помощь в подготовке и лоббировании документа оказали ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» (отдельное спасибо Ш. Сабирову и А. Чуб ) и подключившиеся к обсуждению депутаты Мажилиса (наиболее активным среди которых был М. Абенов).

Краеугольным камнем стали два вопроса – кто имеет право эмитировать электронные деньги (напомню, что казахстанский тенге имеет право эмитировать только Национальный Банк) и пускать или не пускать в область электронных денег частные компании. В вопросе эмиссии Национальный банк стоял насмерть – только банки второго уровня, так как их легче контролировать.

Вопросы о дополнительном лицензировании частных компаний Нацбанк всячески отметал. В конце концов был найден компромисс – да юридически эмиссией электронных денег могут заниматься только банки, но сами системы электронных денег, их управлением и продвижением в рынок могут заниматься «Операторы системы» — частные компании, имеющие договор с банком. Нацбанк также взял на себя обязательства помочь частным компаниям «поработать» с банками, в случае если они будут показывать незаинтересованность в этих вопросах. Шёл уже 2010 год. В осенней сессии Мажилиса  принять закон не успели (парламент был просто ещё не готов, высказывания депутатов, которые за редким исключением пока были совсем не в теме можно почитать в Интернете) и все дебаты были перенесены на 2011 год. За зиму к обсуждению закона подключились Министерство связи и информатизации , АО «Зерде» и АО «Казконтент», которые по всем своим каналам оказали серьёзную поддержку и активно участвовали во всех пяти (!!!) чтениях законопроекта в Мажилисе и Сенате. В конце концов 21 июля 2011 года закон был подписан Президентом и с 21 августа он вступил в свою законную силу. Аллилуйя!

 

Что изменилось с тех пор за 4 месяца — в стране появились как минимум две системы электронных денег (KZM Альянс-банка и Аскара Бишигаева и «Tау — кошелёк» Александра Чуба и Шавката Сабирова) и ещё одна готовится к запуску (Webmoney Kazakhstan — совместный проект WebMoney Россия, Yvision и HalykBank). Ищут пути легализации после принятия нового закона Qiwi-кошелёк и Яндекс-деньги. Мобильные операторы в поиске путей легализации схемы оплаты товаров и услуг со счёта мобильного оператора. Думаю 2012 год покажет насколько закон жизнеспособен. В любом случае здорово что он у нас появился.

Источник: https://yvision.kz/post/216647

Что налогоплательщик должен знать об электронных денежных средствах

В конце июня законодатели урегулировали вопросы, связанные с использованием электронных денег и созданием электронных кошельков. В частности, в первую часть НК РФ внесли поправки, которые посвящены уплате и взысканию налогов посредством электронных денежных средств. Новые правила начнут действовать только осенью, но уже сейчас бухгалтерам полезно составить представление о них.

Официальное определение электронных денег появилось недавно. Оно приведено в Федеральном законе от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который вступит в силу 29 сентября 2011 года.

Там говорится, что электронные денежные средства — это средства, предварительно передаваемые одним лицом другому лицу без открытия банковского счета. Принявшая сторона обязана учесть информацию о сумме полученных средств. Передавшая сторона вправе дать распоряжение перечислить эти деньги третьим лицам с использованием исключительно электронных средств платежа.

Здесь же названы случаи, когда перечисленные средства не являются электронными деньгами.

Это перевод финансов в организации, которые хотя и учитывают поступившие деньги без открытия банковских счетов, но делают это в рамках других законов.

К ним относятся компании, которые занимаются профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг или клирингом. А также предприятия, управляющие инвестиционными фондами (в том числе паевыми) или негосударственными пенсионными фондами.

В чем разница между электронными и безналичными деньгами

Важно понимать, чем электронные денежные средства отличаются от привычного безнала. Решающую роль здесь играет наличие (либо отсутствие) банковского счета.
Так, безналичные деньги непременно находятся в банке, например, на расчетном или текущем счете. В некоторых случаях банк выдает владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой можно управлять средствами на данном счете.

Что касается электронных денег, то они располагаются в кредитной организации, которая может быть и небанковской. Главное, чтобы она имела право переводить средства без открытия банковских счетов.

Такая кредитная организация выступает в роли оператора электронных денежных средств (ч. 1 ст. 12 Закона о национальной платежной системе).

Место, где находятся электронные деньги, часто называют электронным кошельком.

Таким образом, банковский счет и электронный кошелек — это два разных способа хранить «неналичные» деньги. Каждая компания, индивидуальный предприниматель или физическое лицо может одновременно открыть и банковский счет, и электронный кошелек.

Как создать и пополнить электронный кошелек

Согласно Закону о национальной платежной системе владелец электронного кошелька должен заключить договор с оператором электронных денежных средств. До появления данного Закона подписание договора требовалось не всегда. Чаще достаточно было создать аккаунт на соответствующем сайте и установить на компьютере специальную программу.

В новом Законе № 161-ФЗ прописаны и правила пополнения электронного кошелька. Так, организации и предприниматели смогут положить в него деньги только с банковского счета, иной способ для них не предусмотрен.

Физическим лицам разрешено переводить деньги в электронный кошелек либо с банковского счета, либо минуя его (при помощи карт предварительной оплаты, через платежные терминалы, с мобильного телефона и пр.).

Как потратить электронные деньги

Содержимое электронного кошелька можно перевести своим контрагентам. Закон о национальной платежной системе предусматривает различные способы перечисления электронных денег. Такие способы называются средствами платежа.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено только одно электронное средство платежа — корпоративное.

Оно подразумевает, что все переводы обязательно должны быть идентифицированы, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте).

В случае превышения оператор спишет «лишнюю» сумму на банковский счет клиента без его распоряжения.

Физическим лицам доступны два электронных средства платежа.

Первое — неперсонифицированное — используется в ситуации, когда сумма перевода не превышает 15 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте). При этом платежи не идентифицируются, а остаток электронных денег не должен быть больше 15 000 рублей. Существует и другое ограничение: общая сумма перечислений не может превышать 40 000 рублей в течение календарного месяца.

Второе — персонифицированное — электронное средство платежа используется при перечислении физлицами сумм свыше 15 000 рублей (или эквивалентной валютной величины). При данном способе платежи идентифицируются, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (либо эквивалентную сумму в валюте).

Кроме того, средства, накопившиеся в электронном кошельке, можно получить на руки или в кассу.

Для физических лиц предусмотрены два варианта: маленькие суммы можно снять наличными, большие — перевести сначала на банковский счет, а затем обналичить.

У компаний и ИП выбора нет: независимо от суммы электронные деньги придется перечислить на свой счет в банке, и только после этого получить наличными.

Кто сможет платить налоги при помощи электронных денег

Изменения, касающиеся электронных денег, внесены и в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 27.06.11 № 162-ФЗ). Поправки вступят в силу с 1 октября 2011 года.

Как только это произойдет, у налогоплательщиков — физических лиц появится официальная возможность делать перечисления в бюджет при помощи электронных кошельков. Налог будет считаться уплаченным с момента предоставления в кредитную организацию поручения на перевод в казну электронных средств.

Здесь есть одно условие: денег в электроном кошельке физлица должно хватать для уплаты заявленной суммы налога (новый подп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Аналогичной нормы, которая касалась бы организаций и предпринимателей, в новой редакции НК РФ нет. Иными словами, момент уплаты налога при помощи электронных денег для них не урегулирован. Отсюда можно сделать вывод, что компаниям и ИП безопаснее по-прежнему делать перечисления в бюджет с банковских счетов.

Компании и ИП должны сообщать об открытии/закрытии кошелька

У организаций и индивидуальных предпринимателей появится новая обязанность. Начиная с 1 октября этого года,  они должны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии корпоративного электронного кошелька. Предоставить информацию нужно в течение семи дней с момента открытия, либо закрытия. Об этом говорится во вновь созданном подпункте 1.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

Правда, ответственность за нарушение данной нормы не установлена. Штраф по статье 118 НК РФ применяется только в случае несвоевременного информирования налоговиков об открытии или закрытии банковского счета. Поскольку электронные кошельки создаются без использования счетов в банках, статья 118 НК РФ для них не подходит.

Блокировка электронных кошельков и списание средств

С 1 октября 2011 года инспекторы получат право взыскивать налоги, сборы, пени и штрафы с предприятий и ИП за счет средств в их электронных кошельках.

Соответствующие поправки внесены в статью 46 НК РФ. Прибегнуть к такому методу фискалам разрешается в случае, когда на счетах компании или предпринимателя недостаточно денег для взыскания налога. Работники ИФНС должны будут направить оператору поручение, где указаны реквизиты корпоративного электронного кошелька.

Прежде чем взыскать недоимку за счет имущества организации и ИП, ревизорам придется удостовериться, что нужной суммы не хватает не только на счетах, но и в электронных кошельках должника (новая редакция п. 7 ст. 46 НК РФ).

Помимо этого инспекторам будет позволено приостанавливать расход денег из электронных кошельков организаций и предпринимателей. В целом процедура блокировки кошелька аналогична той, что применяется в отношении банковских счетов. Соответствующие корректировки добавлены в статью 76 НК РФ, начало их действия — 1 октября 2011 года.

Какие сведения об электронных деньгах операторы будут сообщать инспекторам

Согласно изменениям, которые 1 октября этого года появятся в статье 86 НК РФ, операторы электронных денежных средств должны будут сообщать в ИФНС о создании, закрытии, либо изменении реквизитов корпоративного электронного кошелька. Открыть такой кошелек оператор сможет только после того, как компания или ИП предъявит свидетельство о постановке на налоговый учет.

К тому же по запросу налоговиков операторы станут предоставлять справки об остатках средств в электронных кошельках организаций и предпринимателей и справки о переводах электронных денег. Правда, делать это придется только в случае, когда инспекторы вынесут решение о приостановлении операций по электронному кошельку, либо отменят такое решение.

За нарушение этих и других обязанностей, связанных с электронными деньгами, операторов будут штрафовать по статье 135.2 НК РФ.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2011/7/4905

Законы об электронных деньгах

Закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ был подписан 27 июня 2011 года.

Большинство положений этого документа вступило в силу с 1 июля 2012 года, а с некоторыми его пунктами бизнесменам только предстоит познакомиться.

Хотя у многих компаний электронные кошельки появились уже несколько лет назад, некоторые осторожничают, ведь безопасность такого способа расчета находится под вопросом.

Виртуальные кошельки

С развитием интернета увеличилось количество пользователей, которым удобно совершать платежи с помощью виртуальных «копилок». Фирмы постарались обеспечить клиентам достойный сервис – возможность расплачиваться цифровыми деньгами. Теперь организациям предстоит привести электронные расчеты с клиентами в рамки законодательства.

Долгое время развитию цифровых платежей мешало их существование на полулегальной основе. К примеру, иметь «копилку» в интернете могли только физические лица.

Поэтому компании, которые хотели получать оплату за товары и услуги от клиентов, шли на хитрость.Они регистрировали свой кошелек на имя директора, бухгалтера, одного из учредителей.

Соответственно поступления не отражались в отчетности, и суммы таких операций оставались невидимыми для контролирующих органов.

Долгое время развитию цифровых платежей мешало их существование на полулегальной основе. К примеру, иметь «копилку» в интернете могли только физические лица.

В определенный момент объем виртуальных переводов достиг критической отметки, чиновники поняли, что внушительные финансовые потоки проходят мимо них. Многие организации пользовались цифровыми деньгами для совершения незаконных операций.

К примеру, таким быстрым и незаметным для контролирующих органов способом было удобно рассчитываться с контрагентами или выдавать «серую» зарплату сотрудникам.

Кошельки стали идеальной заменой расчетам живыми деньгами, только участникам сделки не нужно было встречаться лично.

Кибермошенничество

С другой стороны, многие организации до сегодняшнего дня не применяли цифровые кошельки, полагая, что это опасное платежное средство. Действительно, на банковском счете деньги лучше защищены.

Кибермошенники уже начали охоту за виртуальными финансами, причем, в основном, корпоративными, так как организации хранят на них больше денег, чем физлица. Так в августе 2012 года злоумышленники украли 25 тысяч рублей с электронного счета предпринимателя в Нижнем Новгороде.

Правоохранительным органам удалось поймать хакера, который находился в Москве.

Сегодня на безопасность виртуального кошелька работает ограничение по его вместимости в 100 тысяч рублей. Банковские счета с миллионными суммами для мошенников выглядят привлекательнее, чем корпоративный электронный счет. Но потери в несколько десятков тысяч рублей для небольших фирм могут оказаться существенными.

Кибермошенники уже начали охоту за виртуальными финансами, причем, в основном, корпоративными, так как организации хранят на них больше денег, чем физлица.

Чиновники только летом этого года задумались о том, как обезопасить электронные средства от посягательств мошенников. Чтобы гарантировать сохранность виртуальных денег,1 июля 2012 года было подписано «Положение о защите информации в платежной системе».

Этим документом утверждены требования к хранению персональных данных владельцев интернет-счетов, также в нем приведен полный перечень технических средств защиты от преступников, которые должен использовать как оператор платежной системы, так и его банковский агент.

Максимальную безопасность цифровым деньгам обеспечат положения закона «О национальной платежной системе», которые вступят в силу только с 1 января 2013 года, и обяжут банки незамедлительно возвращать клиентам похищенные средства, а потом уже заниматься расследованием преступлений.

Причем, операторы, которые контролируют работу электронных кошельков, приравниваются к кредитным организациям, следовательно, тоже будут следовать этому правилу. Финансовым структурам придется улучшать технические меры защиты, чтобы сократить свои собственные потери.

К тому же, они будут заинтересованы в эффективном расследовании краж денег со счетов. Уже сегодня многие московские банки выступают в роли потерпевших по подобным делам: самостоятельно обращаются в полицию и участвуют в судебных разбирательствах. Это намного результативнее, чем единичные заявления клиентов, чей счет опустошили.

Такой же практики,скорее всего, придется придерживаться и платежным системам, если они заинтересованы в привлечении клиентов.

01 Ноября 2012, 14:20

Источник: http://www.raschet.ru/articles/3/8395/text/

Все об электронных деньгах: учет и налогообложение

Подготовлено с использованием материалов сайта buh.ru

Многие интернет-магазины используют электронные деньги (WebMoney, Яндекс.Деньги и т.п.) для приема платежей за свои товары и услуги. 

Главное, что нужно знать об электронных деньгах

Главный документ, который сейчас регулирует обращение электронных денег, был принят чуть более года назад. Это Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ).

Согласно закону, электронные деньги (ЭД) представляют собой «информационный» эквивалент реальных денежных средств. Иными словами, это средства, информация о которых учитывается без открытия банковского счета. Их обращение ограничено конкретной электронной платежной системой (ЭПС).

Превратить электронные деньги в рубли можно, только выведя их из ЭПС. Наиболее известные и популярные в России электронные платежные системы — WebMoney, Яндекс.

Деньги и RBK Money (обе недавно получили лицензии небанковской кредитной организации), Rapida (с 2011 года НКО «Рапида» вошла в группу НОМОС-БАНКа).

С юридической точки зрения, особняком в этом ряду стоят Webmoney. Эта платежная система, строго говоря, оперирует не электронными деньгами (в том виде, как они описаны в Законе), а имущественными правами на ценности, которые хранятся в компаниях — Гарантах.

Таким образом, Webmoney не вполне подпадают под действие Закона № 161-ФЗ. Поэтому им не надо регистрироваться в качестве НКО или заключать договор с банком. В то же время, на них вполне распространяется действие закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Физическое лицо может использовать электронные деньги без идентификации. Однако для вывода электронных средств платежа ему уже придется идентифицировать свою личность. А вот юрлицо или ИП для использования электронных денег обязаны пройти идентификацию (п. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

С чего начать?

С 29 сентября 2012 года электронные платежные системы не могут сами выпускать электронную валюту и должны либо достичь соглашения с одним из действующих банков, либо зарегистрироваться в качестве НКО.

Чтобы рассчитываться электронными деньгами, организация должна cначала заключить договор с оператором ЭПС (п. 1 ст. 4 и п.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ) и зарегистрироваться на сайте оператора.

Обратите внимание: в договоре должны быть прописаны все услуги, которые оператор будет представлять организации-клиенту.

Для того чтобы получить корпоративное электронное средство платежа, организация должна предъявить банку или НКО свидетельство о постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 86 НК РФ).

При этом оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа ( п.2 ст.9 Закона № 161-ФЗ).

Что касается Webmoney, для приема платежей через эту систему на вашем сайте вам нужно получить специальный аттестат продавца (выдается бесплатно, при условии, что у вас уже есть персональный аттестат Webmoney, который предусматривает проверку паспортных данных физлица).

Для электронных денег организации не открывается отдельный банковский счет. Расчеты через оператора проходят только электронными деньгами, с помощью так называемого «электронного кошелька» (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

Однако клиент – юрлицо или ИП – обязан иметь банковский счет, на который каждый банковский день будет переводиться остаток его электронных денег из электронного кошелька.

Вы можете открыть счет у оператора ЭДС (если это банк) либо предоставить ему информацию о своем банковском счете, открытом в другой кредитной организации.

Электронные деньги: ограничения

Остаток электронных денег на корпоративном кошельке в конце банковского дня не должен превышать 100 000 руб. либо эквивалент этой суммы в другой валюте (по курсу ЦБ РФ на конец рабочего дня оператора).

Сумма остатка может превысить лимит только в одном случае: если превышение произошло из-за того, что официальный курс иностранной валюты вырос (п. 8, 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). Когда остаток превышает 100 тысяч, оператор обязан выводить излишек на банковский счет компании.

При этом никакого распоряжения от владельца денег не потребуется.

Электронные кошельки юрлица и ИП пополняют только путем перечисления со своего банковского счета (ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Пополнить счет через подотчетных лиц нельзя.

Компании и предприниматели не могут рассчитываться электронными деньгами между собой. Одним из участников расчетов обязательно должно быть физическое лицо (ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Есть ограничение по размеру одной транзакции: физлицо не может перевести на счет фирмы сумму, превышающую 15 тыс. руб.

Таким образом, принимать оплату электронными деньгами будет удобно только тем магазинам, чей средний чек не превышает те самые 15 тысяч.

Переводы электронных денег осуществляются по распоряжению клиента. Как только деньги «ушли» с вашего счета и поступили на счет получателя, перевод становится безотзывным и окончательным.

По распоряжению организации остаток (его часть) электронных денег может быть переведен только на банковский счет клиента (п. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ. Юрлицо или предприниматель не могут напрямую вывести деньги из электронного кошелька наличными.

Оператор имеет право прекратить или приостановить ваше пользование электронным кошельком. Это возможно на основании уведомления, полученного от вас (как клиента), или при выявленных нарушениях договора, который вы заключили с оператором (п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Начиная с 2013 года, у операторов появятся новые обязанности:

  • информирование клиентов о каждой совершенной операции с применением электронных средств платежа, для чего будут отправляться уведомления (п. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);
  • представление компании документов, связанных с использованием электронных средств платежа. Порядок их представления прописывается в договоре (п. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);
  • если оператор получит от клиента уведомление об использовании средства платежа без его согласия или об утрате, то оператор должен возместить клиенту сумму операции, которая была совершена без его согласия (п. 12 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Известите налоговую инспекцию

О том, что ваша фирма или вы сами в качестве ИП завели электронный кошелек, нужно проинформировать налоговую службу. Подп. 1.1 п. 2 ст.

23 НК РФ гласит: организации и предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Это нужно сделать в течение семи дней с того дня, когда у вас появился корпоративный электронный кошелек. Сообщение составляется по форме С-09-1, код КНД 1110009. Форма сообщения и особенности ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 09.06. 2011 № ММВ-7-6/[email protected]

За отказ от регистрации вас может ожидать штраф 5000 рублей по статье 129 Налогового кодекса. А за повторное нарушение — и все 20 000 рублей.

Обратите внимание: налоговые органы получили право блокировать электронные кошельки компаний или взыскивать электронные средства в счет неуплаченных налогов, штрафов и пени (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ). Это возможно в тех же случаях, в которых приостанавливаются операции по банковскому счету (п. 2 ст. 45, п. 8 ст. 46, ст. 76 НК РФ).

Бухгалтерский учет электронных денег

Для бухгалтерского учета e-денег может использоваться счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги».

Могут быть выделены отдельные субсчета по платежным системам или видам электронных денег. Например, такой субсчет логично будет выделить для Webmoney (об этом более подробно ниже).

В учетной политике необходимо закрепить перечень таких субсчетов (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Получение денег от покупателей

Платежи ваших покупателей за товар отражаем следующим образом:

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— получены электронные деньги в качестве предоплаты от покупателя (физического лица) за товары, работы или услуги;

либо

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 90 субсчет «Выручка»

— получена выручка от розничной продажи.

Вывод денег из электронной системы на банковский счет организации

Для учета поступления электронных денег вашему бухгалтеру придется завести субсчет «Электронные деньги» на счете 55 «Специальные счета».

Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 55, субсчет «Электронные деньги»

— денежные средства из электронной платежной системы выведены на расчетный счет.

За операцию перевода электронных денег на банковский счет большинство платежных систем удержат вознаграждение. Его вы можете включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— учтены расходы на перевод денежных средств на расчетный счет;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода на расчетный счет;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— списана оплата услуг ЭПС за вывод средств на расчетный счет.

Пополнение электронного счета с деньгами с расчетного счета

Пополнить свой электронный кошелек вы можете только одним способом: переведя средства со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ):

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 51

— введены в ЭПС денежные средства с расчетного счета.

Сумму комиссии вы можете спокойно вписать в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков.

Вебмани логично было бы учитывать как ценные бумаги. Но планом счетов не предусмотрено специального счета для отражения ценных бумаг, не относящихся к финансовым вложениям. Фактически, электронный чек Webmoney представляет собой денежное требование к чекодателю. Поэтому уместно использовать счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетный счет»

— перечислены денежные средства на счет организации-продавца чеков за купленные чеки.

Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Электронные чеки» Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

— электронные чеки путем транзакции переданы организации.

Взаиморасчеты с физическими лицами

Пункт 9 статьи 7 Закона № 161-ФЗ запрещает организациям и предпринимателям рассчитываться между собой электронными денежными средствами.

Получать платежи от организаций смогут только обычные граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. К примеру, вы можете рассчитаться электронными деньгами с фрилансером, который выполняет работы на вашем сайте.

Юридически правильно будет оформить гражданско-правовой договор с удаленно работающими сотрудниками, надомниками.

В бухгалтерии выплаты фрилансерам и комиссию, которую удержала с вас платежная система, можно отразить так:

Дебет 76 Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— перечислены электронные деньги в оплату услуг, оказанных гражданином, либо в качестве предоплаты за его услуги;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— учтены расходы на перевод денежных средств;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— оплачены услуги электронной платежной системы.

Налоговый учет электронных денег

Закон № 161-ФЗ фактически уравнивает электронные деньги с другими средствами платежа. Поэтому для целей налогового учета нет разницы, в какой форме вы получаете выручку и оплачиваете услуги — через расчетный счет, наличными или электронными деньгами. Исключением являются, опять же, Webmoney.

Налог с вывода Webmoney юридически правильно будет платить аналогично налогу с продажи ценных бумаг. Когда вы выводите их на банковский счет, то, с точки зрения закона, продаете ценные бумаги WMR банку.

А раз происходит продажа, то в зависимости от вашего статуса,вы платите налог на прибыль, НДФЛ или единый налог УСН.

НДС

Если вы получаете деньги от физических лиц как плату за товары, работы или услуги, то платеж формально считается авансом либо выручкой. Поэтому не забывайте начислять авансовый НДС, составлять авансовые счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж, а затем, после отгрузки, принимать налог к вычету, зарегистрировав авансовый счет-фактуру в книге покупок.

Обратите внимание: обслуживание электронных платежей не относится к банковским операциям, не облагаемым НДС по условиям подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Поэтому оператор, если он является плательщиком НДС и не применяет специальные налоговые режимы, в составе вознаграждения взимает НДС в общем порядке.

Для вычета налога на добавленную стоимость клиенту необходим счет-фактура. Он может быть выставлен на бумажном носителе или в электронном виде (п. 1 ст. 169 НК РФ).

«Входной» НДС можно принять к вычету на общих основаниях в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.

Налог на прибыль

Продавец должен отразить в налоговом учете всю сумму дохода, поступившего в его электронный кошелек от покупателя, включая вознаграждение оператора электронной платежной системы (п. 2 ст. 249 НК).

Одновременно с этим сумму вознаграждения оператора следует включить в состав прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Комиссии, взимаемые оператором за проведение платежей (п. 12 ст. 5 Закона № 16-ФЗ), считаются оплатой услуг банка. Поэтому организация включает их в состав внереализационных расходов на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Источник: http://eCommerceLaw.ru/node/52

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть