Результаты кризиса в нашей жизни

8 основных психологических кризисов человека

Результаты кризиса в нашей жизни

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен.

И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит».

Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников.

И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново.

Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности.

«Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!».

Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.

Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.

Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами.

Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов.

Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми .

Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в  , ВКонтакте, Одноклассниках

Источник: https://econet.ru/articles/91034-8-osnovnyh-psihologicheskih-krizisov-cheloveka

Восемь кризисов нашей жизни

Восемь кризисов нашей жизни

Елена Егорова, психолог

Давно известна истина, что жизнь имеет черно-белую окраску, где полоски разного цвета чередуются с завидным постоянством. То везет во всем и все удается, а то, вдруг, «черная полоса пошла», со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но бывает и так, что, вроде бы все в жизни идет нормально, несчастий мелких и, тем более, крупных не происходит, и все удается, как прежде, но…

Что-то грызет, и грызет изнутри, именно это «как прежде» почему-то не радует, а, наоборот, раздражает, и настроение постоянно плохое, и все, что раньше нравилось, вызывает отвращение…

Не спешите ставить себе диагноз: депрессия. Есть такое понятие, которое давно уже стало не научным, а вполне житейским, как возрастной кризис.

Мы все слышали это слово и даже можем примерно объяснить его значение, но почему-то считаем, что касается сие понятие далеко не всех. Есть кризис трех лет, есть подростковый, ну, может быть, еще – старческий.

И все, вся остальная жизнь человека течет гладко и спокойно, без кризисов. Это не так. Кризисные периоды охватывают всю нашу зрелую, а не только детскую жизнь и надо быть к этому готовыми.

Психологи утверждают, что бояться кризисов не стоит, они, как сигнальные огни, указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь.

А вот каких изменений – это уже вопрос к каждому из нас лично, на который мы должны ответить сами, без помощи и подсказки.

Кризис говорит нам о том, что пришло время остановиться, оглянуться назад, внимательно оценить настоящее и пересмотреть будущее. Ведь жизнь – это всегда изменения, иначе ничто не имеет смысла.

Пройти какой-то отрезок пути быстрым шагом, видя впереди себя цель, а потом, достигнув ее, надолго осесть в «болоте», где нет никакого течения – вряд ли такая перспектива кому-нибудь понравится, даже самым ленивым из нас.

Зачастую, бывает так, что вылезти из «болота» можно только изменив установки на жизнь в целом и на свое окружение, в частности. Это всегда не легко. А значит, надо постоянно сверять свою жизнь, свое движение по ней по компасу – по кризисным периодам.

Именно они, протекая легко или, наоборот с болью, мучениями и отчаянием, укажут нам, правильно ли мы двигались до сих пор.

О жизненных кризисах психологи всего мира писали и пишут уже давно, ведь практически все психологические проблемы личности связаны с ними.

Существует много признанных и подробно описанных кризисных периодизаций, на которые опирается любой практикующий психолог, и которые было бы крайне полезно знать каждому человеку.

Мне бы не хотелось мучить читателя обилием научных психологических терминов и выкладок.

В связи с этим мне кажется весьма удачным описание жизненных кризисов, данное в одной из книг отечественного психолога Алены Либиной, которая обобщила опыт лучших зарубежных и отечественных психологов и собственные наблюдения, описав все основные жизненные этапы, кризисы, через которые проходит каждый из нас.

Кризис №1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений.

Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного.

Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис №2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец.

«Зачем стараться, добиваться чего-то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис №3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно-белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис №4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что-то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему-то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по-другому, что упущены какие-то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что-то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис №5

Наступает этот кризис где-то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем-то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис №6

Один из самых сложных этапов – 37 -45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис №7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как А. Либина описывает этот кризисный период: «Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во-первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами.

Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во-вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым «наступают на пятки» более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: «Кто я есть?» и «Куда я иду?». Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис №8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было.

Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество.

Это в случае негативного развития кризиса из-за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда-нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

Источник: http://medafarm.ru/page/patsientu/nevropatologiya/vosem-krizisov-nashei-zhizni

8 кризисов в жизни человека, которые ждут каждого

8 кризисов в жизни человека, которые ждут каждого

Согласно теории известного психолога Эрика Эриксона, жизнь взрослого человека можно условно разделить на 8 фаз. И на каждой из них нас поджидает особый кризис. Важно понимать, что это не только пик страданий, но и начало избавления от них.

Жизненные кризисы необходимы для личностного роста человека. Если вы научитесь воспринимать их как определенное испытание, то, поднявшись на очередную ступень, сможете увидеть новые горизонты в жизни. Выйти из кризиса — означает подняться выше уже осмысленных собственных возможностей.

Поэтому ни в коем случае не стоит считать их катастрофой! Просто в нашей жизни периодически наступают некие переломные моменты, к которым стоит хорошенько подготовиться. А поможет вам в этом наше описание каждого кризиса

(и маленький бонус в конце статьи

)!

Первый жизненный кризис: 18–20 лет

Жизнь взрослеющей личности проходит под девизом “Оторвись от родительского дома любой ценой!” А в 20 лет, когда человек уже по-настоящему отдалился от родной семьи (учеба в институте, военная служба, путешествия и пр.), у него возникает другой вопрос: “Как мне удержаться в мире взрослых?”

Успешное прохождение первого кризиса позволяет нам найти свое место в жизни.

Второй жизненный кризис: 30 лет

В этом возрасте большинство людей начинает одолевать мысль: “А чего я достиг в своей жизни?” Отсюда у многих возникает стремление просто вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала.

Именно в 30 лет одинокий мужчина начинает активно искать себе партнершу для брака. Тридцатилетняя женщина, которая раньше была счастлива тем, что сидит дома с детьми, делает все для того, чтобы выйти на работу. А бездетные родители раз за разом пытаются завести детей.

Именно в этом возрасте мы понимаем, чего стоим как личность.

Третий жизненный кризис: 35 лет

После 30 лет наша жизнь становится рациональной и упорядоченной. Мы начинаем “гнездоваться” и обосновываться. Люди покупают дома и делают попытки продвинуться по служебной лестнице. Казалось бы, все хорошо. Но в возрасте 35 лет человека в очередной раз “накрывает”!

В 35 лет женщины, как правило, достигают пика своей сексуальности. Но при этом они не согласны на случайные связи, требуя, чтобы партнеры испытывали к ним прежде всего уважение. Мужчины же понимают, что в сексе они “совсем не те, что в 18″.

Кроме того, у многих людей начинают проявляться первые, заметные только им, признаки старения.

Четвертый жизненный кризис: 40 лет

К 40 годам заканчивается “возраст молодости” у подающих надежды ученых, начинающих писателей и т. д. Время начинает катастрофически сокращаться. Появляется много моментов, каждый из которых может вогнать человека в депрессию: угасание физических сил, утрата молодости и привлекательности, изменение привычных социальных ролей.

У сорокалетних людей вряд ли уже появятся новые друзья. Чтобы добиться успеха в карьере, требуются большие пробивные способности. В 40 лет человек теряет последний шанс вырваться вперед. Если он до сих пор не был замечен начальством, то, скорее всего, будет обойден при последующих карьерных повышениях.

Достигнув середины своего жизненного пути, люди уже примерно представляют себе, что их ждет в старости.

Пятый жизненный кризис: 45 лет

В этом возрасте мы начинаем всерьез задумываться о том, что жизнь уходит и все мы смертны. И если человек не поспешит определиться, его жизнь превратится в выполнение обыденных обязанностей только для поддержания существования.

Именно эта простая истина вызывает шок у 45-летних людей. И они спешат жить, делая множество глупостей, о которых жалеют впоследствии.

Согласно безжалостной статистике, число разводов у людей, достигших 40–45 лет, с каждым годом возрастает.

Переход ко второй половине жизни кажется нам очень жестким и слишком быстрым, чтобы мы могли его спокойно принять.

Шестой жизненный кризис: 50 лет

К 50 годам наша нервная система становится стальной: мы уже слабо реагируем на внешние раздражители вроде крика начальника или вечного ворчания жены. А вот в своей профессиональной сфере 50-летние остаются очень ценными работниками. Они способны полностью сконцентрироваться на главных вопросах, что позволяет добиваться высоких результатов.

К 50-летнему юбилею многие люди заново открывают для себя все радости жизни. Им становится интересно все — от кулинарии до философии. Мы буквально в один день можем принять решение об изменении образа жизни, а затем осуществить его с завидной педантичностью. Очевидные плюсы этого возраста сильно омрачает довольно существенный минус: у многих мужчин к 50-ти годам заметно слабеет потенция.

Зато именно в этом возрасте у нас появляется умение отделять главное от второстепенного.

Седьмой жизненный кризис: 55 лет

В эти годы к человеку приходит настоящая теплота и мудрость. Особенно к тем, кому удалось занять высокую руководящую должность. Люди, перешагнувшие планку в 55 лет, заявляют, что теперь их главный девиз — “Не заниматься ерундой!”. К тому же, у некоторых из нас появляются недюжинные творческие способности.

Острый кризис возникает тогда, когда мужчина понимает, что все-таки всю жизнь занимался ерундой. А женщина выходит на распутье, когда жалуется: “Я никогда ничего не делала для себя. Все для дома, все для семьи… А теперь уже поздно…” Те же, кому удалось справиться с этим кризисом, начинают жить для других с удовольствием: они наслаждаются своим садом или вживаются в роль незаменимой бабушки.

Друзья и личная жизнь в 55 лет становятся важны как никогда.

Восьмой жизненный кризис: 60 лет и далее

Поразительно, но кризис в этом возрасте переживали почти все ученые, достигшие славы. И всем им он пошел только на пользу! Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд все свои самые известные труды написал уже после 70 лет.

 Галилео заложил основы кинематики и сопротивления материалов в 74 года, а вклад в теорию вероятностей сделал перед своей смертью — в 77. Чарльз Дарвин и в 80 лет продолжал работать над своей теорией “Происхождения видов”.

Также мир знает много художников и композиторов, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше 70 лет. Известно, что Тициан написал свои самые захватывающие картины в возрасте около 100 лет. Рихард Штраус, Джузеппе Верди, Генрих Шютц, Ян Сибелиус и многие другие композиторы творили до 80 лет.

Кстати, выяснилось, что писателям, художникам и музыкантам проще выполнять свою работу в старости, чем ученым и бизнесменам. Причина заключается в том, что в глубокой старости человек все глубже погружается в своей внутренний мир, а вот его способность воспринимать происходящее во внешнем мире, наоборот, ослабевает.

Творчество — вот настоящий путь к долголетию!

Бонус: как измерить свой психологический возраст?

Психологи знают простой способ, позволяющий им узнать психологический возраст любого человека. Для этого они просят человека ответить на такой вопрос:

“Если содержимое всей вашей жизни условно принять за 100 процентов, то какой процент от этого содержания вы успели реализовать на сегодняшний момент?”

Зная то, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно легко установить его психологический возраст. Для этого нужно просто умножить “показатель реализованности” на то количество лет, которое человек предполагает прожить.

Пример:

ваш друг считает, что его жизнь реализовалась примерно наполовину, а жить он предполагает до 80 лет. В таком случае, его психологический возраст будет равен 40 годам (0,5 х 80), вне зависимости от того, сколько ему лет на самом деле.

Кризисы в нашей жизни были и будут всегда: периоды стабильности сменяются периодами жизненного застоя, большого или малого. Такая цикличность не только неизбежна, но и необходима для каждого из нас.

Навыки выхода из жизненных кризисов — отличный инструмент для управления собственной судьбой.

Помните, что любой кризис жизни — это ваш очередной шанс измениться, открыть в себе новые возможности и способности!

psiholog.mirtesen.ru

Источник: https://www.nastroy.net/post/8-krizisov-v-zhizni-cheloveka-kotorye-zhdut-kazhdogo

Кризис в жизни: что делать и куда идти (Часть 2)

Денис Крюков

2016-08-04

Рубрика: Кризисы жизни

«…а потому никогда не спрашивай,

по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе»

(Джон Донн)

 Приветствую всех! 

Из этой статьи вы узнаете, почему следует рассматривать жизненный кризис не только как угрозу, но и как ситуацию, содержащую в себе возможности для обновления жизни и развития.    

Кроме того, в предыдущей публикации я описал два сценария развития жизненного кризиса: «Разбитая чашка» и «Паутина».

В этой статье  расскажу еще о двух распространенных сценариях.

Но для начала давайте еще раз посмотрим на то, в какой последовательности развивается сложная жизненная ситуация

(или кризис в жизни человека) и какую она имеет структуру.

Это имеет смысл, так как, зная последовательность развития кризиса, его основные этапы, нам всегда легче им управлять и предотвращать его тяжелые последствия.        

Стадии

развития жизненного кризиса

Психолог Дж. Каплан писал, что любой переломный период в жизни имеет 4 последовательных стадии развития:

1 стадия. Возникновение проблематичной ситуации, для решения которой человек использует привычные способы поведения.

2-я стадия. Напряжение возрастает, проблема усугубляется, поскольку привычные способы поведения и предыдущий опыт дают сбой.  

3-я стадия. Напряжение становится близким к критическому, стресс усиливается. 

Это требует предельной мобилизации всех возможных ресурсов, выработки новых способов поведения и совладания с ситуацией, формирования нового опыта.  

4-я стадия. Наступает тогда, когда все усилия оказались напрасными.

Напряжение ослабевает, человек опускает руки и перестает бороться, у него возрастает тревога, ощущение беспомощности и безнадёжности.

Близки к теме статьи:

Что такое невроз и кто такой невротик?

Признаки невроза и почему он иногда полезен

Согласно Дж. Каплану, кризис может прекратиться на любой стадии, как только найдется адекватное решение и правильный выход. 

Я немного доработал идеи Дж. Каплана и предположил, что далее жизненный излом может развиваться по 4-м основным направлениям:

а) дальнейшее углубление кризиса, усугубляющее состояние человека вплоть до физической смерти.

Перед этим у человека может развиться депрессия, дезорганизация личности, могут наблюдаться невротические и психотические проявления.

б) человек находит пути выхода из сложной ситуации, но с определенными физическими, психологическими или материальными потерями.

Образно говоря,

он выходит из кризиса, неся в себе незаживающую рану,

травму, которая теперь будет определять

всю его жизнь.

В этом смысле можно говорить, что кризис для этого человека так и не окончился.

Человек может застрять в  прошлом или застыть в настоящем.

Такие последствия очень характерны для межличностных отношений.

Расставание, развод, потеря любимого так ударяют по человеку, что он еще долго, а, может быть, и вообще никогда не сможет оправиться от этого удара.        

в) человек находит способ выхода из сложной жизненной ситуации и возвращается в докризисное состояние, начинает жить так, как и жил, потери и утраты постепенно забываются.

Получается, что он ничего не приобрел и ничего не потерял: «Жив, здоров, и слава Богу!».

г) человек выходит из ситуации перелома обновленным.

Его жизнь становится другой, на порядок выше и качественнее, чем до критического периода. Она становится полнее и осмысленнее.

Далее рассмотрим оставшиеся сценарии:  

Сценарии

развития жизненного кризиса

(продолжение)

Сценарий 4. «Крутое пике».

Это самый сложный и тяжелый сценарий.

Здесь можно наблюдать экстремальный уровень интенсивности кризисный явлений, связанный с предельным напряжением человеческих сил.

Человеку приходится усиленно бороться со стрессом. 

Как правило, такой кризис возникает в результате воздействия чрезвычайных и травмирующих жизненных обстоятельств.

Например: потеря близкого человека, смертельная болезнь, военные действия, экстремальная ситуация, связанная с угрозой жизни и здоровью.  

Кризисы жизни, получившие развитие по данному сценарию, часто угрожают человеку психологическим сломом или серьезной личностной деформацией.

В подавляющем большинстве случаев в таких ситуациях человек действует, просто чтобы выжить и выдержать выпавшие на его долю испытания.

В такой ситуации большинство людей нуждаются в психологической помощи и поддержке со стороны.

Ведь очень велика угроза полной утраты контроля над ситуацией и того.

Это можно назвать «раздроблением жизни» с последующим «раздробление личности» — тяжелых психологических последствий жизненных кризисов.    

Близки к теме статьи:

12 признаков того, что ваш брак трещит по швам

Можно ли изменить свою судьбу?

Сценарий 3. «Застойный тупик».

Затяжной жизненный кризис по типу:

«жизнь не та, и все не то и я не тот, который был….».

Как правило,  именно по этому сценарию протекает так называемый кризис среднего возраста, кроме того, большинство подобных кризисов – это проблемы нереализованности человека.   

(О связи нереализованности личности с телесными заболеваниями читайте в статье: 

Все болезни от нервов! А вы уверены? 

А что такое психологическая зрелость человека читайте Здесь и Здесь)  

Часто бывает так, что такое состояние даже сложно назвать кризисом, ведь, кажется, что нет ничего острого и чрезвычайного.

Но это обманчивое впечатление.

Такие переломные моменты могут маскироваться под легкую депрессию, уныние, жизненную хандру, затянувшееся тоскливое настроение.

Самая главная опасность как раз в слабой интенсивности этих симптомов. 

Человек старается не обращать на них внимания и постепенно свыкается.

Начинает жить в пол силы, думая, «что так и надо, что уже ничего не поделаешь».

И чем дальше, тем сложнее выбраться из привычной жизненной трясины.

В чем же кризис?

– спросите вы.

А в том, что такое затяжное, застойное  состояние жизни приводит к тому, что человек перестает чувствовать вкус жизни.

При попытках вырваться их этого застоя, он, вдруг, обнаруживает, что совсем не знает, как это делать и не находит выход из ситуации.

А жизненный тупик начинает видеться суровым и безжалостным приговором.

Этой разновидности жизненного кризиса и путям выходя из него, я посвящу одну из следующих статей, а пока перечислю основные симптомы этого кризисного сценария:       

  • устойчивое ощущение неудовлетворенности жизнью и происходящим вокруг, утомлённость жизнью;   
  • участившиеся конфликты с окружающими (об эффективном способе преодоления конфликтов читайте в статье: 4 стадии преодоления конфликта);
  • зависимость от алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ;  
  • неудовлетворённость отношениями с окружающими людьми;
  • отчуждение от других;
  • отчуждение от себя, недовольство собой, снижение мотивации;  
  • ощущение, что живешь в пол силы, в половину своих возможностей;
  • разрыв прежних отношений;
  • устойчивое или периодически повторяющееся ощущение бессмысленности жизни.

Все это похоже на какую-то условную жизнь, подвешенное состояние, затянувшийся переход. Человек не живет, а влачится по жизни.

Подробнее об этом читайте в статье:

12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь

Я думаю, что представленные в этой и предыдущей статьях сценарии развития кризиса самые распространенные.

Кончено же, есть и другие, но них будем говорить в другой раз.

Здесь же коротко отмечу, что, по какому бы сценарию не развивался жизненный перелом, многое зависит от той позиции, которую занимает в этот момент человек.

Очевидно, что пессимистическая, неконструктивная позиция ослабляет человека и не позволяет успешно совладать с кризисом.

Наоборот, — оптимистическая, конструктивная позиция позволяет мобилизовать силы и выйти из тупика с меньшими потерями или даже с приобретениями.  

Отталкиваясь от последней мысли, давайте ответим на вопрос:

Почему

кризис в жизни человека –

это возможности и приобретения?

Общаясь с клиентами, переживающими жизненный кризис, я часто использую известное высказывание Фридриха Ницше:

«То, что меня не убивает, делает меня сильнее» и латинское выражение dum spiro, spero – «пока живешь, надейся».

И демонстрирую их смысл с помощью не менее известной притчи о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной.

Как вы помните, одна из этих лягушек, осознав безвыходность ситуации («ничего не выйдет, барахтайся не барахтайся – все напрасно, впереди только гибель»), отказалась от борьбы, перестала упорствовать и утонула.

Другая же продолжала барахтаться до упора («пока живу, надеюсь, терять не чего, поборюсь еще. От того, что сдамся, легче не станет»).

Благодаря своему упорству, она избежала гибели, взбив сметану в масло, и выбралась из кувшина. 

Ключевые условия лягушачьего кризиса в данном случае – это утягивающая на дно жидкая сметана и скользкие стенки кувшина.

Но именно одно из этих условий погибели в конечном итоге становится условием выживания (а другое просто отпадает). 

Ведь масло – это ресурс, создающий возможность выхода из ситуации, посредством упорного ее преобразования.

Но это только внешняя сторона лягушачьей победы.

Если бы мы могли заглянуть в душу лягушки и немного ее очеловечить, то мы бы увидели много внутренних изменений. Как вы думаете, чем теперь эта лягушка-победительница сметаны и кувшина отличается от других лягушек?  

Если, отвечая на этот вопрос, вместо лягушки представить себе человека, преодолевшего трудный период в жизни, то можно сказать, что пройдя через испытания, он приобрел следующее:             

  1. Опыт. Это и опыт терпения, и опыт преодоления трудностей и себя самого (преодоления своей лени, неверия, своего бессилия и т.п.). Самое важное – это опыт: «Я могу!». Это опыт преодоления тяжести и непереносимости чрезвычайных обстоятельств. О
    Опыт принятия, т.е. способность принять боль, потерю, утрату, горе, несправедливость и т.п. В конце концов, это опыт жизнестойкости и выживаемости.
  2. Вера в себя. Рождается, когда человек видит результаты своей борьбы с трудностями, за счет этого, он и становится сильнее.
  3. Знания, умения и навыки выхода из сложных и критических ситуаций. Спасительные, конструктивные алгоритмы действий и поведения. Навыки самоанализа, анализа ситуации, навыки оценки своих ресурсов и т.п.

К примеру, однажды, у меня был очень тяжёлый период в жизни, я был на грани слома. В определенный момент я открыл для себя две вещи: аутогенную тренировку и утренний бег. С тех самых пор, всякий раз, когда жизнь прижимает к стенке, я их активно использую, что позволяет мне сбросить лишнее напряжение, стабилизировать психику и концентрировать усилия.

Таким образом, мы видим, что преодоление трудных, кризисных ситуаций – это не только опасности, но это и открывающиеся возможности для более полной и осмысленной жизни. 

Самое главное, пройдя через кризис в жизни и успешно преодолев его, человек становится богатым в двойне

Ведь теперь он может поделиться своим опытом жизнестойкости с другими людьми:

«Делая себя сильнее в трудных ситуациях, мы делаем сильнее своих близких».    

На этом пока все.

В следующих статьях мы с вами поговорим о кризисе среднего возраста, о кризисе бессмысленности, о духовных кризисах, а также о том, какие существуют пути и сценарии выхода из кризисов жизни и трудных жизненных ситуаций.  

Следите за обновлениями блога.

 Кстати, это лучше делать, подписавшись на рассылку анонсов статей,

тогда вы всегда будете в курсе новых обновлений. 

© Денис Крюков

 Вместе с этой статьей читайте:

ДенисКрюков

Источник: http://formaetsensum.ru/krizis-v-zhizni-chto-delat-i-kuda-idti-chast-2.html

ВикиФинансы
Добавить комментарий